Изучение углубленного курса «История России»

Форма обучения — очная.

Возраст обучающихся: 15 – 17 лет.

Срок реализации: 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Цель: формирование у обучащихся исторически конкретного представления о российской цивилизации как открытой, динамичной, целостной системе; осмысление ими истории России как процесса появления и реализации определенных доминант развития в их сложной взаимозависимости; выработка понятий о современном состоянии научных разработок по отечественной истории.

Результаты:

Каждый обучающийся умеет и знает:

— основные понятия и термины, используемые в исторической науке;

— основные этапы и особенности цивилизационного процесса России;

— формы, содержание и результаты взаимодействия России с другими странами мира;

— содержание и специфику решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической, и духовной жизни России на различных этапах ее истории;

— основную и доступную дополнительную литературу, а также главные комплексы источников по истории России.

На основе этого учащийся должен усвоить знания по следующим конкретным проблемам  истории России:

— этногенез славян и характерные черты этнокультурных процессов в восточнославянском обществе;

— характерные черты древнеславянского государства и особенности его политического, экономического, социального и культурного развития;

— альтернативные модели государственности и культуры в различных русских землях;

— формы и последствия контактов с западными, восточными и степными цивилизациями в ранний период истории России;

— существо исследовательских дискуссий по проблеме феодализма в средневековой Руси;

— смысл и содержание профессиональных споров по вопросу объединения русских земель вокруг Москвы, конкретные факты и события этого исторического процесса.

— сущностные (политические, социально-экономические, культурные) характеристики Московского царства как самобытного государственного образования;

— изменения в политических, экономических и социокультурных характеристиках российского государства в период Смуты и Раскола;

— существо реформаторских идей и модернизационной политики в России в ХVIII  в.;

— культурные изменения в век российского просвещения;

— специфика вступления России в Новое время; особенности глобальных задач, стоящих перед российской цивилизацией;

— этапы  и содержание отношений России с европейскими  государствами в Х IХ в.;

— модернизация отношений власти и общества, специфика перехода от сословной системы к механизмам гражданского общества во второй половине ХIХ  в.;

— модернизационные процессы в экономике России во второй половине ХIХ века;

— основные направления общественной мысли и культурного творчества в ХIХ – начале ХХ вв.;

— характерные черты существования крестьянского мира, особенности народной культуры;

— основные факторы и черты социально-политических конфликтов и российских революций начала ХХ в.;

—  механизм функционирования новой государственности, новых общественных отношений и советской культуры в 20-е-30-е гг. ХХ в.;

— экономическое развитие Советской России в 20-е-30-е гг. ХХ в.;

— причины и проявления тоталитаризма;

— мировые войны и их влияние на историю России;

— основные направление экономического, социально-политического и культурного развития советского общества во второй половине ХХ в.;

— основные факторы и направления перемен в российском обществе в последнее десятилетие ХХ в.;

— элементы становления гражданского общества и правового государства в постсоветской России;

— состояние экономики России на современном этапе;

— культурные тенденции современной России;

— проблемы вписанности России в современный мир, ее взаимоотношения с другими странами;

—  сравнительные формы, темпы и содержание общецивилизационных процессов в современной России и других странах.