Форма обучения — очная.
Возраст обучающихся: 15 – 17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Цель: формирование у обучащихся исторически конкретного представления о российской цивилизации как открытой, динамичной, целостной системе; осмысление ими истории России как процесса появления и реализации определенных доминант развития в их сложной взаимозависимости; выработка понятий о современном состоянии научных разработок по отечественной истории.
Результаты:
Каждый обучающийся умеет и знает:
— основные понятия и термины, используемые в исторической науке;
— основные этапы и особенности цивилизационного процесса России;
— формы, содержание и результаты взаимодействия России с другими странами мира;
— содержание и специфику решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической, и духовной жизни России на различных этапах ее истории;
— основную и доступную дополнительную литературу, а также главные комплексы источников по истории России.
На основе этого учащийся должен усвоить знания по следующим конкретным проблемам истории России:
— этногенез славян и характерные черты этнокультурных процессов в восточнославянском обществе;
— характерные черты древнеславянского государства и особенности его политического, экономического, социального и культурного развития;
— альтернативные модели государственности и культуры в различных русских землях;
— формы и последствия контактов с западными, восточными и степными цивилизациями в ранний период истории России;
— существо исследовательских дискуссий по проблеме феодализма в средневековой Руси;
— смысл и содержание профессиональных споров по вопросу объединения русских земель вокруг Москвы, конкретные факты и события этого исторического процесса.
— сущностные (политические, социально-экономические, культурные) характеристики Московского царства как самобытного государственного образования;
— изменения в политических, экономических и социокультурных характеристиках российского государства в период Смуты и Раскола;
— существо реформаторских идей и модернизационной политики в России в ХVIII в.;
— культурные изменения в век российского просвещения;
— специфика вступления России в Новое время; особенности глобальных задач, стоящих перед российской цивилизацией;
— этапы и содержание отношений России с европейскими государствами в Х IХ в.;
— модернизация отношений власти и общества, специфика перехода от сословной системы к механизмам гражданского общества во второй половине ХIХ в.;
— модернизационные процессы в экономике России во второй половине ХIХ века;
— основные направления общественной мысли и культурного творчества в ХIХ – начале ХХ вв.;
— характерные черты существования крестьянского мира, особенности народной культуры;
— основные факторы и черты социально-политических конфликтов и российских революций начала ХХ в.;
— механизм функционирования новой государственности, новых общественных отношений и советской культуры в 20-е-30-е гг. ХХ в.;
— экономическое развитие Советской России в 20-е-30-е гг. ХХ в.;
— причины и проявления тоталитаризма;
— мировые войны и их влияние на историю России;
— основные направление экономического, социально-политического и культурного развития советского общества во второй половине ХХ в.;
— основные факторы и направления перемен в российском обществе в последнее десятилетие ХХ в.;
— элементы становления гражданского общества и правового государства в постсоветской России;
— состояние экономики России на современном этапе;
— культурные тенденции современной России;
— проблемы вписанности России в современный мир, ее взаимоотношения с другими странами;
— сравнительные формы, темпы и содержание общецивилизационных процессов в современной России и других странах.